Скорочтение и развитие интеллекта
"МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ. 1 ступень"
Для кого эта ступень? Возраст 4-8 лет, нечитающие дети (дошкольники и первоклассники). Дети, которые:
1. не знают букв;
2. знают буквы;
3. соединяют буквы в слоги;
4. слоги соединяют в разные схемы слов;
5. не могут прочитать небольшой текст.
Программа:
1. Учится читать ряды букв, слоги, слова, предложения и небольшие тексты.
2. Обучаясь читать ребёнок учится мыслить.
3. Так же идёт работа над:
- интеллектуальной работоспособностью
- развитием фонематического слуха
- слуховой памяти
- остротой зрения
- зрительной памятью и восприятием
- зрительно-моторной координацией
- вниманием, логическим мышлением, пространственным воображением
По итогу обучения у ребёнка должен сформироваться навык слогового, плавного, правильного, осознанного чтения небольших текстов. Скорость чтения от 20 до 40 слов в минуту.
"МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ. 2 ступень"
Для кого эта ступень? Возраст 5-8 лет, дошкольники и первоклассники, у которых сформирован навык слогового плавного или слогового дробящего чтения небольших текстов. Уровень чтения разный.
Программа:
1. Переход от слогового чтения к чтению словами.
2. Формирование умения понимать тексты разного типа.
3. Учится читать книгу.
4. Так же идёт работа над:
- развитием точного восприятия слова
- расширением "поля" зрения"
- выполнением разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений
- интеллектуальной работоспособностью
- вниманием
- всеми видами памяти ребёнка
По итогу обучения у ребёнка должен сформироваться навык чтения текстов разного типа целыми словами с правильной постановкой ударения. Сформировано умение понимать тексты разных стилей. Скорость чтения от 40 до 70 слов в минуту.
"МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ. 3 ступень"
Для кого эта ступень? Возраст 2-4 класс, учащиеся начальной школы. Навыки чтения и понимания текста находятся на разных уровнях развития.
Программа:
1. Формирование навыка чтения вслух и понимание 100% информации; читать бегло, выразительно, правильно, осознанно.
2. Формируется функциональная грамотность учащихся.
3. В 4 классе начинается работа над чтением "про себя". Читать бегло и осознанно. Осваивается три ступени молчаливого чтения и формируется внутренняя речь учащихся.
4. Так же идёт работа над:
- развитием внимания
- освоением различных техник запоминания
- формированием логического и творческого мышления, пространственного воображения
- развитием скорости ориентировочно-поисковых движений, взгляда, расширением "поля" зрения
- слуховой памятью
- вариативностью мышления, скоростью мыслительных процессов
- всеми видами памяти
По итогу обучения у ребёнка должен сформироваться навык чтения вслух (беглое, правильное, выразительное, осознанное), темп колеблется в пределах от 70 до 160 слов в минуту, а при чтении "про себя" у хорошо успевающих учащихся и до 200 слов в минуту. Сформирован навык ответа на поставленные вопросы и подробного пересказа прочитанного. При чтении "про себя" формируется внутренняя речь обучаемого.
"ЮНЫЙ ГЕНИЙ. 4 ступень"
Для кого эта ступень? Учащиеся средней школы с 5 по 8 класс (11-14 лет). Навыки чтения вслух и "про себя", а также понимания текста находятся на разных уровнях развития.
Программа:
1. Методы чтения "про себя": просмотровое, поисковое и ознакомительное. Смысловая сторона проявляется как сложное умение.
2. В четвёртой ступени в чтении "про себя" - молчаливое чтение.
3. Огромная работа над внутренней речью.
4. Так же идёт работа над:
- развитием внимания
- освоением различных техник, увеличивающих объём памяти
- формированием логического мышления, пространственного воображения, творческого мышления, навыков анализа и синтеза, обобщения и сравнения, расширением активного речевого словаря
- расширением "поля зрения"
- умением запечатлеть, сохранять и воспроизводить слуховые образы
- умением выходить за рамки стереотипов и преодоления инерции мышления, скоростью мыслительных процессов
- всеми видами памяти
По итогу обучения у учащегося навык чтения вслух (беглое, выразительное, осознанное, правильное) и навык чтения "про себя" (беглое, осознанное) должны быть автоматизированы. Темп при чтении вслух от 150 до 200 слов в минуту, а при чтении "про себя" от 160 до 400 слов в минуту. Учащийся должен уметь добывать информацию, используя при этом разные методы чтения, как вслух, так и "про себя" и кратко пересказывать изученный материал. Отработан механизм внутренней речи.
"СКОРОЧТЕНИЕ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА. 5 ступень"
Для кого эта ступень? Старшеклассники (9-11 класс), студенты и взрослые.
Навыки чтения вслух и "про себя", а так же понимания текста находятся на разных уровнях развития.
Программа:
1. Чтение вслух - автоматизированный навык.
2. Чтение "про себя" пятая ступень - автоматизированное чтение "про себя" (скорочтение). Контроль за чтением осуществляется на подсознательном уровне.
3. Идёт работа над быстрым и точным восприятием текстовой информации при использовании методов чтения "про себя".
4. Так же идёт работа над:
- развитием внимания
- освоением различных техник, увеличивающих объём памяти
- формирование логического мышления, пространственного воображения, творческого мышления, навыков анализа и синтеза, обобщения и сравнения, расширением активного речевого словаря
- расширением периферического зрения
- умением запечатлеть, сохранять и воспроизводить слуховые образы и точно воспроизводить полученную информацию
- вариативность мышления (выход за рамки стереотипов и преодоление инерции мышления), скоростью мыслительных процессов
- всеми видами памятью
По итогу обучения у учащегося навык навык чтения вслух (беглое, правильное, выразительное, осознанное) и навык чтения "про себя" должны быть автоматизированы. Темп при чтении вслух колеблется в пределах от 250 до 300 слов в минуту, а при чтении "про себя" от 600 слов в минуту и выше. Навык работы с текстом автоматизирован. Обучаемый должен уметь добывать информацию используя при этом разные методы чтения "про себя". При этом он должен выбирать тот способ чтения, который зависит от характера текста и бюджета времени. Уметь пользоваться полученной информацией и с точностью воспроизводить необходимую информацию.